Круглый стол «Инновации и современные технологии студенческого наставничества и тьюторства для учащейся молодежи»

2 февраля 2018г. на базе Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ) прошел круглый стол «Инновации и современные технологии студенческого наставничества и тьюторства для учащейся молодежи», который был организован в рамках совместного проекта «Создание волонтерского клуба студентов-наставников «Бизнес-тьютор»» кафедры экономической социологии БГЭУ и Консалтингового учреждения «Социальные технологии бизнеса».

Проект реализуется при финансовой поддержке Программы малых грантов Посольства США в Республике Беларусь. Проект зарегистрирован в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь 15 декабря 2017 г., № 03-08/576.

Цель мероприятия: продвижение современных технологий и практик по развитию предприимчивости и деловой самореализации учащейся молодежи на основе волонтерского студенческого наставничества-тьюторства, диалога и межсекторного партнерства.

Участниками мероприятия явились: представители областных институтов образования Минской, Гомельской области и г.Минска; Академии последипломного образования; Национального института образования; представители учебных бизнес-компаний: ГУО «Радошковичская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Минской области», ГУО «Средняя школа №6 г. Сморгони Гродненской области», ГУО «Козелужская средняя школа» Гомельской области; профессорско-преподавательский состав ВУЗов: Белорусского государственного экономического университета, Академии управления при Президенте Республики Беларусь; студенты; представители Республиканской конфедерации предпринимательства; дирекция Инкубатора малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО» Минского района; СМИ: журнал «Народная асвета», редакция газеты «Экономист; редактор журнала «Выхаванне i дадатковая адукацыя».

С приветственным словом выступили проректор Белорусского государственного университета Мишкевич Михаил Вацлавович, доцент, кандидат филологических наук, и Лаптенок Александр Сергеевич – директор института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета, доктор философских наук, доцент.

В первой части круглого стола «Формирование механизмов самоопределения и самореализации учащейся молодежи, имеющей инновационный потенциал» Матюшенко Галиной Петровной, директором Консалтингового учреждения «Социальные технологии бизнеса», был представлен проект «Создание волонтерского клуба студентов-наставников «Бизнес-тьютор»» (Презентация).

Об основных направлениях и формах сотрудничества волонтерского клуба студентов-наставников «Бизнес-тьютор» по сопровождению деятельности ученических бизнес-компаний выступила Бедулина Галина Федоровна, доцент кафедры экономической социологии Института социально-гуманитарного образования БГЭУ, кандидат социологических наук, доцент, координатор волонтерского клуба студентов-наставников «Бизнес-тьютор». Бедулина Г.Ф. в своем выступлении также отметила, что актуальность данного проекта обосновывается проблемой дефицита педагогов в учреждениях общего среднего образования, владеющих экономическими знаниями, что затрудняет работу по формированию экономических и предпринимательских компетенций участников ученических бизнес-компаний (Презентация). Эта проблема может быть решена через привлечение студентов экономических вузов, получающих вторую специальность «Преподаватель» (специализация «Экономическая социология. Преподаватель» в Белорусском государственном экономическом университете).

О развитии партнерских связей ВУЗа и учреждений общего среднего образования через внедрение волонтерского студенческого наставничества и тьюторства в сфере молодежного предпринимательства выступила Романова Светлана Павловна, заведующая кафедрой экономической социологии Института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета, кандидат социологических наук, доцент. Был предложен алгоритм данного сотрудничества с учреждениями образования, на базе которых существуют ученические бизнес-площадки (Презентация).

Во время обсуждения было отмечено, что для студентов — наставников, положительным эффектом является приобретение навыков организации и сплочения коллектива, опыта мобильного решения незапланированных ситуаций, развитие таких качеств как коммуникабельность, дисциплинированность, ответственность, то есть всех тех качеств, которые будут являться для них неким бонусом в дальнейшей профессиональной деятельности. Опыт работы наставником повышает конкурентоспособность студентов на рынке труда, т.к. они развивают навыки координации людей, которые, по сути, являются навыками руководителя, лидера, способного мотивировать людей и управлять их деятельностью. В своем выступлении «Личностные качества студента-наставника по сопровождению и поддержке участников ученических бизнес-компаний сельских регионов» это отметил Мацкевич Александр, студент 3 курса БГЭУ, специальность «Социология», специализация «Экономическая социология», председатель клуба студентов-наставников «Бизнес-тьютор» (Презентация).

Во второй части обсуждались вопросы, касающиеся зарубежного опыта по формированию предпринимательских компетенций обучающихся. О новых практиках и опыте США в сфере развития компетенций предприимчивости и молодежного предпринимательства учащейся молодежи доложила Бедулина Галина Федоровна (Презентация).

Содержательным выступлением о результатах стажировки в Китайскую Народную республику явился доклад и материалы мультимедийной презентации Смоликовой Татьяны Михайловны, ведущего научного сотрудника Центра образовательных технологий НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат культурологи. Она поделилась опытом формирования предпринимательских компетенций обучающихся в Китайской Народной Республике (Презентация).

Оживленная дискуссия прошла в рамках третьей части круглого стола «Ученические бизнес-компании. Формирование компетенций предприимчивости и предпринимательства учащейся молодежи», где были предложены следующие материалы:

  1. Ученические бизнес-компании: проблемы и перспективы деятельности. Краснова Марина Алексеевна, проректор по научно-методической работе ГУО «Минский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
  2. Организационно-методическое сопровождение деятельности учебных бизнес-компаний в системе дополнительного образования взрослых. Дробыш Наталья Николаевна, методист учебно-методического отдела идеологической и воспитательной работы ГУО «Гомельский областной институт развития образования» (Презентация).
  3. Школьная бизнес-компания в формировании социальных компетенций выпускников учреждения образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Хорошко Татьяна Аркадьевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Радошковичская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Презентация).
  4. Критерии и ресурсы эффективности работы учебной бизнес-компании. Чекун Ольга Александровна, директор ГУО «Средняя школа №6 г. Сморгони» (Презентация).
  5. Учебная бизнес-компания как средство формирования предпринимательских компетенций учащихся сельской школы. Лобан Светлана Ивановна, директор ГУО «Козелужская средняя школа» (Презентация).

В дискуссии приняла участие Найдович Марина Николаевна, директор дирекции Инкубатора малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО» Минского района, которая поделилась проблемами ученических бизнес-компаний; высказала мнение о том, что помимо разработки инновационных подходов в сопровождении данных структур учреждений общего среднего образования, необходимо доработать нормативно правовую базу, связанную с реализацией продукции и ее продвижении.

Проректор по международному сотрудничеству и информационно-идеологической работе ГУО «Минский городской институт развития образования» Янушкевич Татьяна Яковлевна поддержала данное мнение и предложила организацию большего количества дискуссий и круглых столов по развитию ученических бизнес-компаний, для разработки практикоориентированных программ и документов.

Все участники круглого стола выразили единодушное мнение о необходимости разработки инновационных и современных технологий для деятельности ученических бизнес-компаний, развитии диалога между государственными структурами и учреждениями образования в области усовершенствования нормативно-правовой базы с учетом практических проблем ученических бизнес-компаний. По итогам круглого стола было принято решение о подготовке резолюции в рамках республиканской научно-практической конференции «Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов и компетенций и предприимчивости в молодежной среде», которая пройдет в рамках проекта в ноябре 2018 г. на базе Белорусского государственного экономического университета.

Бедулина Галина Федоровна,
доцент кафедры экономической социологии
Института социально-гуманитарного образования БГЭУ,
кандидат социологических наук, доцент,
координатор волонтерского клуба студентов-наставников «Бизнес-тьютор»