Опыт развития и поддержки социального предпринимательства в Эстонии

В Эстонии нет отдельного закона о социальном предпринимательстве. Однако этот сектор уже несколько десятилетий активно развивается. ОДБ поговорил с эстонским экспертом о развитии этого вида детельности в Эстонии, мерах поддержки сектора со стороны государства и бизнеса, а также перспективах.

Ян Апс (в центре) с первым классом магистерской программы социального предпринимательства в Таллиннском университете. Студенты из Бангладеш, Эстонии, Грузии, Ганы, Индии, Нигерии, Шри-Ланки, Пакистана, России, Тайваня и Турции.

Занимаясь такой относительно новой для Беларуси темой как социальное предпринимательство, очень важно ориентироваться на опыт других стран. ОДБ Брюссель предлагает экспертное интервью с Яном Апсом, соучредителем Эстонской сети социальных предпринимателей (ESEN). Этот институт считается одним из самых влиятельных в области социального бизнеса в Северной Европе. Также Ян является членом экспертной группы Европейской комиссии по социальному предпринимательству (СП) и преподает базовый курс по СП на английском языке в магистратуре Таллиннского университета.

Я.А.: Я закончил магистратуру по экономике, где преподаватели, следуя традициям, твердили, что высочайшей целью любой человеческой деятельности является достижение роста ВВП. Однако большую часть своей профессиональной жизни я посвятил созданию и развитию организаций, которые направлены на повышение благосостояния людей и защиту окружающей среды. Благодаря бизнес-курсу я хорошо усвоил, что деятельность этих организаций должна быть финансово устойчивой и что необходимо ставить «умные» цели по положительного воздействия на общество.

Еще до того, как создать Эстонскую сеть социальных предприятий, я участвовал в процессах масштабирования высокоэффективных инициатив в Фонде добрых дел (Good Deed Foundation), первой венчурной благотворительной организации в Прибалтике. Благодаря этой работе, помимо прочего, совместно с банком Swedbank был создан портал для пожертвований, который стал одной из первых подобных инициатив в регионе. В 2013 году Сеть эстонских некоммерческих организаций за «многолетние самоотверженные усилия по развитию сферы анализа общественного воздействия» назвала меня «Целеполагателем года».


ОДБ: Расскажите о секторе социального предпринимательства в Эстонии. Как много предприятий Эстонии можно называть «социальными» и каковы основные сферы их работы?

Я.А.: Весной 2014 года в сотрудничестве со Статистическим управлением Эстонии и Сетью некоммерческих организаций Эстонии при поддержке Европейской комиссии Эстонская сеть социальных предприятий подвела итоги первого в истории статистического обзора выборки социальных предприятий Эстонии. Это исследование было частично обновлено в 2018 году при поддержке Статистического управления Эстонии и Таллиннского университета.

В Эстонии насчитывается как минимум несколько сотен социальных предприятий, однако в эту выборку попало около 120 из них — те, которых было легче идентифицировать по объективным критериям. Основные выводы исследования дают хорошее представление о секторе в целом.

  • В 2012—2016 годах число сотрудников в этих социальных предприятиях, вошедших в выборку, увеличилось на 23%, их общий доход увеличился на 47%, а доход от продаж -— на 57%. Это означает, что доход от продажи товаров и услуг увеличивается более быстрыми темпами, чем доход из других источников (например, гранты, субсидии).
  • Значительную часть (66%) среднего общего дохода социальные предприятия получают за счет предпринимательской деятельности.
  • Около трети социальных предприятий вообще не используют механизмы пожертвований и грантов. Другими словами, около трети социальных предприятий являются полностью устойчивыми благодаря собственному доходу от продаж.
  • Около трети социальных предприятий предоставляют социальные услуги.
  • Социальные предприятия находятся по всей Эстонии, но большая часть расположена в двух крупнейших городских центрах (в столице страны, городе Таллинн, и в университетском городе Тарту).
  • Среднестатистическое социальное предприятие — это микроорганизация, в которой занято от 1 до 4 человек.


Весьма обнадеживающая тенденция заключается в том, что появляется все больше социальных предприятий, в основе работы которых лежат технологии. На этапе подачи заявок крупнейшего конкурса стартапов в Эстории “Ajujaht” в ноябре 2018 года социальное предпринимательство оказалось второй по популярности категорией. 

ОДБ: Принят ли в Эстонии отдельный закон о социальном предпринимательстве?

Я.А.: В Эстонии нет отдельной юридической формы для социальных предприятий, хотя на национальном уровне принят ряд документов, в которых социальное предпринимательство упоминается как концепция. Например, разработанный Министерством внутренних дел Национальный план развития гражданского общества на 2015–2020 годы и принятый Министерством социальных дел План развития благосостояния на 2016–2023 годы.

Социальные предприятия в Эстонии чаще всего регистрируются в форме некоммерческой организации. Однако сейчас социальными предприятиями себя называет все больше и больше компаний с ограниченной ответственностью. Некоторые социальные предприниматели нашли выход в том, чтобы для создания одного социального предприятия объединить две организационные формы. Например, некоммерческое объединение и общество с ограниченной ответственностью.

ОДБ: Как правительство и бизнес поддерживают социальные предприятия страны?

Я.А.: Основной источник финансирования для социальных предприятий — это Национальный фонд гражданского общества. Как очевидно из его названия, он оказывает поддержку общественным неправительственных благотворительным организаций (то есть некоммерческим ассоциациям и фондам).

В настоящее время Инкубатор социальных инноваций, созданный Национальным фондом гражданского общества и Фондом добрых дел, предоставляет уже четвертый раунд инвестиций. Ежегодно из 6-7 резидентов инкубатора отбирается 3 компании, каждая из которых получает по 25 000 евро.

Одно из последних важных событий — это создание Фонда воздействия Фондом добрых дел. Фонд воздействия ориентирован на увеличение масштаба деятельности высокоэффективных организаций независимо от того, являются ли они социальными предприятиями или нет, и является стратегически важная инициатива, которая в долгосрочной перспективе может содействовать подготовке организаций к получению инвестиций.


Победители конкурса Академии изменений с их русскоговорящим наставником и представителем социального предприятия, с которым они работали. Их маркетинговое решение включало блестящий трюк с общественностью: выставку фотографий слепых людей

Социальные предприятия начинают все эффективнее  задействовать механизмы краудфандинга, что очевидно на примере успеха одного из основных эстонских краудфандинговых порталов. Один из примеров: социальное предприятие, которое предлагает школам и детским садам программы повышения осознанности, получило поддержку для разработки мобильного приложения по повышению осознанности и учебного пособия для родителей (собранная сумма составила 11 068 евро).

ОДБ: В чем заключается миссия Эстонской сети социальных предприятий, которой вы руководите?

Я. А.: Она заключается в увеличении числа и повышении потенциала и влияния социальных предприятий в Эстонии на общество. Сеть была основана в 2012 году, и в настоящее время в ее состав входит 51 крупное эстонское социальное предприятие. Мы являемся одним из трех партнеров из числа гражданского общества, которые работают по контракту с Министерством внутренних дел над реализацией целей Национальной стратегии развития гражданского общества на 2015–2020 годы.

Благодаря нашей деятельности по адвокатированию в два национальных плана развития, а также в новый Закон о государственных закупках были включены концепция социального предпринимательства и практические меры поддержки.

Наши программы развития социального предпринимательства ориентированы на увеличение масштабов деятельности предприятий, повышение  качества и усиление их социального воздействия посредством использования ряда методов, таких как проектное мышление и практическое обучение.


Пример традиционного социального предприятия — Эстонская ассоциация незрячих массажистов

Миссия нашей молодежной программы «Академия перемен» заключается в том, чтобы помочь молодым людям полностью раскрыть свой потенциал в ходе двухмесячного конкурса. В его рамках команды из пяти человек выполняют сложные задания и в сотрудничестве с социальными предприятиями разрабатывают и реализуют для этих предприятий маркетинговые решения.

ОДБ: Измеряют ли социальные предприятия в Эстонии социального воздействия? Каков алгоритм измерения социального воздействия?

Я.А.: У любого социального предприятия есть своя социальная миссия, однако подходы к измерению социального воздействия по-прежнему сильно варьируется. Мы занимаемся разработкой стандартизированных инструментов, которые облегчили бы работу с социальным воздействием для местных организаций, которые ставят перед собой социальные цели (включая социальные предприятия).


В 2018 году приз за лучшее социальное предприятие на крупнейшем в Эстонии конкурсе стартапов получил Triumf Health. Они предоставляют научно обоснованную поведенческую терапию через эффективную мобильную игру для здоровья детей, больных раком, диабетом или ожирением

Мы работаем над разработкой концепций. К примеру, мы являемся одним из авторов концепции “Maximise Your Impact: A Guide for Social Entrepreneurs» («Максимизируй свое воздействие: руководство для социальных предпринимателей») и предоставляем на местном уровне консультации десяткам эстонских общественных организаций, в том числе социальным предприятиям.

К февралю 2019 года мы также представим онлайн-инструмент, который призван облегчить процесс создания, публикации и поиска т.н. «досье социального воздействия» для организаций, программ и услуг, которые меняют мир к лучшему. Цель создания данного инструмента — коренным образом изменить то, как эстонские организации работают с вопросами социального воздействия.


Маркетинговая победа: украшения рождественской елки премьер-министра Эстонии были заказаны у социального предприятия, в котором работают люди с ограниченными возможностями (в 2017 году)

В настоящее время мы также внедряем эти инструменты среди белорусских социальных предприятий в сотрудничестве с консалтинговым предприятием «Социальные технологии бизнеса» и Центром политических исследований “Praxis» (проект финансируется Министерством иностранных дел Эстонии из фондов сотрудничества по развитию и гуманитарной помощи).

ОДБ: Что в эстонской системе образования направлено на развитие предпринимательского мышления у школьников и студентов?

Я.А.: Совместно с государственным учреждением «Эстонский центр молодежной работы» и Министерством образования и науки Эстонии мы реализуем стратегию развития молодежного социального предпринимательства в Эстонии. Это документ рекомендательного характера для государственных учреждений, который по-прежнему позволяет Центру и нам активно инициировать и координировать деятельность по сотрудничеству с широким кругом заинтересованных сторон

  • В новый учебник по экономике для старших классов включен написанный нами раздел о социальном предпринимательстве (опубликован в августе 2018 года организацией “Junior Achievement Estonia”).
  • В Таллиннском университете была открыта магистерская программа по социальному предпринимательству на английском языке. Первый набор студентов приступил к учебе в сентябре 2018 года. Я являюсь членом Совета по учебной программе, и меня выбрали преподавателем основной дисциплины курса «Социальное предпринимательство: концепция и практика».
  • Наша собственная основная программа для молодежи «Академия перемен» (Changemakers Academy) основана на убеждении в том, что каждый человек должен полностью реализовать свой потенциал. Наша «Академия перемен» — это интенсивная прикладная программа для учащихся, которые говорят на эстонском и русском языках. Эти многоязычные молодые люди в командах по шесть человек выполняют творческие и профессиональные задания, вырабатывая маркетинговые решения для социальных предприятий. Программа организована в формате соревнования между командами, что позволяет поддерживать интерес участников. Кроме того, к каждой команде прикреплен отдельный наставник. В 2019 году в программе примет участие более 100 человек из различных регионов Эстонии.
  • В партнерстве с Эстонским центром молодежной работы мы создали и опробовали модули программы социального предпринимательства для студенческих летних лагерей за пределами Таллинна.

Наглядный пример онлайн-инструмента для анализа воздействия и коммуникации

В заключительной части интервью Ян поделился советами, что нужно, чтобы стать успешным социальным предпринимателем. Эксперт подчеркнул, что успешный социальный предприниматель стремится найти баланс и не видит никаких противоречий в том, чтобы:

  • быть идеалистом и мечтателем и рационально действовать для достижения  цели;
  • стремиться улучшать мир и уметь считать деньги и платить работникам не просто достойную, конкурентную на рынке зарплату;
  • проявлять решительность и волю и налаживать сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, которые могут сыграть положительную роль в достижении вдохновляющей миссии предприятия.

Беседовала Валерия Николайчи
Фото предоставлены экспертом

Материал с сайта ОДБ Брюссель